В ДЕТСКИЙ САД – БЕЗ СЛЁЗ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ПЕРИОДЕ АДАПТАЦИИ?
Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания сына или дочери к новым условиям и не знают, как правильно их разрешить. Мы расскажем мамам и папам, в чём заключается адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, какие существуют степени и этапы привыкания, и как помочь малышу поскорее адаптироваться в детском коллективе.
Что
такое адаптация?
Представьте себе мир маленького ребёнка. Любимые мама
и папа, знакомые игрушки, тёплая кроватка, привычные обстановка и режим дня.
И вдруг в один день всё меняется. Мама отводит его в
незнакомое место и оставляет с чужой тётей. В этом месте всё чужое – и игрушки,
и кроватка, и еда не такая, как дома. А главное – там много незнакомых детей,
которые часто плачут, а некоторые могут даже и обидеть. В этом месте нужно
слушать воспитательницу и делать всё, что она скажет. Это место называется
детский сад…
Попадая в
незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы
он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает
способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.
Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма. Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как правило, сопровождается следующими явлениями:
·происходит регресс навыков (ребёнок временно
«забывает», как ходить на горшок, держать ложку и т.д.);
·ухудшается сон и аппетит;
·ребёнок выглядит подавленным, вялым, заторможенным;
·частые капризы, истерики по любому поводу.
Существуют 3 категории детей. У одних адаптационные
проблемы начинаются сразу, у других – спустя 2-3 недели, у третьих видимые
изменения отсутствуют. Это связано со многими факторами и зависит от адаптивных
возможностей организма ребёнка.
Пугаться изменений
в поведении сына или дочери не стоит. Таким образом организм ребёнка справляется
с возникшим стрессом и приспосабливается к новым условиям.
Степени
адаптации
Различают лёгкую, среднюю
и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.
Лёгкая степень
Ребёнок с лёгкой степенью
адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут
характерны следующие показатели:
1. Сон:
ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда
просыпаться, но легко засыпает снова.
2. Аппетит:
хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.
3. Эмоциональное состояние:
ровное, спокойное.
4. Поведение:
без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять
себя игрой.
5. Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками. Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.
Средняя степень
Средняя степень
адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому
саду затруднено из-за долгих перерывов.
Об адаптации
средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:
1. Сон: ребёнок
временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.
2. Аппетит: может
отказываться от некоторых блюд, ест мало.
3. Эмоциональное состояние: часто
плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять
себя игрой, но на непродолжительное время.
4. Поведение: с
трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.
5. Общение со взрослыми и
сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает
у педагога, скоро ли придёт мама.
Ребёнок с тяжёлой степенью
адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не
привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного
учреждения.
Тяжёлая степень
Тяжёлое привыкание
характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
О том, что ребёнку
нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим
показателям:
1. Сон:
ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные
страхи.
2. Аппетит:
пониженный, может отказываться от приёма пищи.
3. Эмоциональное состояние: подавленное,
ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.
4. Поведение: после
ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время
сидеть в раздевалке.
5. Общение со взрослыми и
сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к
детям и взрослым.
О завершении
адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.
Этапы
привыкания
Процесс привыкания
ребёнка к детскому саду проходит в несколько этапов.
1 этап – период дезадаптации. Как
бы ни готовили родители ребёнка к яслям, в первое время он всё равно будет
находиться в состоянии стресса и постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся
расставание с родителями, он часто плачет, капризничает. Могут начаться
простудные заболевания.
2 этап – период адаптации. Срабатывают
защитные механизмы психики, ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими
детьми, участвует в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто
спрашивает о них. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новым
правилам, поэтому может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования
воспитателя.
3 этап – период компенсации. Процесс
адаптации завершается, ребёнок привыкает к детскому коллективу, воспитателям и
новому режиму дня, спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный
фон стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму.
Сколько по времени продлится каждый этап, зависит от
индивидуальных особенностей малыша.
Влияние различных
факторов на адаптацию
На то, как долго будет привыкать ребёнок к детскому учреждению, влияет множество факторов. Рассмотрим основные из них.
1.
Возраст ребёнка
Ситуация такова,
что многие мамы стремятся поскорее отдать ребёнка в детский сад и выйти на
работу после декретного отпуска. Поэтому в последнее время возросла потребность
в яслях, начинающих принимать детей с полутора лет, которые есть далеко не в
каждом дошкольном учреждении.
Большинство же
специалистов считают, что, чем младше ребёнок, тем тяжелее у него протекает
адаптационный период, поскольку ещё не окреп иммунитет и повышена потребность в
родительской заботе и внимании.
Поэтому оптимальным
возрастом для начала детсадовской жизни принято считать 2,5 – 3 года. А
педиатры настаивают на том, чтобы родители отдавали ребёнка в садик не раньше
трёх лет.
2.
Состояние здоровья
Как мы уже
говорили, тяжело привыкают к детскому саду дети, имеющие ограниченные
возможности здоровья или частные простудные и хронические заболевания.
Поэтому родителям
стоит повременить с детским садом и дождаться, пока организм ребёнка сможет
адаптироваться к дошкольному учреждению без тяжелых последствий.
3.
Уровень развития умений и навыков
К началу садичной
жизни дети должны обладать всеми необходимыми умениями и навыками: ходить на
горшок, держать ложку, пить из чашки, частично сами одеваться и раздеваться, а
также уметь попросить взрослого о помощи.
Если родители
привыкли всё делать за ребёнка, ему будет тяжело привыкать к самостоятельности.
Соответственно, период адаптации у него может затянуться.
4.
Уровень социализации
В детском саду
ребёнку предстоит контактировать с большим количеством детей и взрослых.
Хорошо, если у него уже есть такой опыт общения. В противном случае малышу,
привыкшему видеть рядом с собой только маму и папу, будет очень тяжело
привыкать к детскому коллективу и педагогам.
Также
продолжительность адаптации зависит от личности воспитателя, к которому
попадает ребёнок, количества детей в группе, особенностей нервной системы
ребёнка и атмосферы в семье.
Как
помочь ребёнку адаптироваться?
Правила
успешной адаптации
Правило 1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского
сада, режимом дня и условиями пребывания.
Правило 2. Привыкание ребёнка к детскому саду должно
происходить либо в летнее, либо в зимнее время для снижения риска инфекционных
заболеваний.
Правило 3. Прививки, медицинские осмотры и прочие
посещения врачей должны быть строго до поступления ребёнка в детский сад.
Правило 4. Ребёнок в первые дни должен оставаться в
детском саду на 1-2 часа. Хорошо, если это время совпадёт с утренней прогулкой.
Правило 5. Увеличивать время пребывания ребёнка в
группе нужно постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя.
Правило 6. Если ребёнок заболел, маме или папе
необходимо остаться с ним дома.
Правило 7. Родителям необходимо предупреждать
воспитателя обо всех особенностях поведения ребёнка, его привычках и
склонностях.
Правило 8. Забирая малыша домой, обязательно
поинтересуйтесь у воспитателя, как ребёнок себя вёл в течение дня.
Соблюдая все эти правила, родители значительно облегчают адаптационный период ребёнка в детском саду.
Советы психолога
К детскому саду ребёнка нужно готовить заранее.
Покажите малышу здание, окна группы,
где он будет находиться, участок для прогулок. Познакомьтесь с воспитателями.
Неплохо, если ребёнок выучит их имена ещё до первого посещения. Обратите
внимание сына или дочери на тот факт, что всех детей вечером родители забирают
домой, на ночь никто не остается.
· Чем больше ребёнок будет знать о правилах поведения в
детском учреждении, тем легче для него пройдет период адаптации.
Известный московский педагог Татьяна
Владимировна Островская предлагает родителям перед посещением детского сада
поиграть с детьми в игру под названием «Детский сад для зверят». Можно использовать
мягкие игрушки, куклы, конструктор. Ребёнок вместе с мамой и папой создаёт
различные игровые ситуации: «Приход в детский сад», «Прощание с мамой»,
«Завтрак», «Прогулка», «Тихий час» и другие. Таким образом, ребёнок в домашней
атмосфере знакомится с тем, что его ожидает в детском саду.
· Способность ребёнка к успешной адаптации во многом
зависит от психологической установки родителей.
Чем спокойнее мама и папа относятся к
посещению ребёнком дошкольного учреждения, тем увереннее чувствует себя малыш в
незнакомом коллективе.
·
Не забывайте о формировании необходимых навыков
самообслуживания. Старайтесь давать малышу больше самостоятельности даже в том,
чего он пока ещё не умеет делать.
· Уделяйте внимание развитию коммуникативных навыков
ребёнка.
Он должен уметь общаться не только с
детьми, но и со взрослыми. Тренируйте навыки общения в гостях, на детской
площадке, в поездках к родственникам.
· Домашнее меню, как и режим, должны быть максимально
приближены к садичным. Даже во время выходных и праздников.
· Будьте доброжелательны и вежливы с воспитателями. Ведь
это люди, которым вы доверяете самое ценное – своего ребёнка. И не только вы, а
ещё 30 таких же мам и пап.
В период адаптации у ребёнка не должно быть никаких дополнительных стрессов, таких как переезд, развод родителей, рождение второго ребёнка. Постарайтесь обеспечить спокойную семейную обстановку. Относитесь спокойнее к болезням после посещения детского сада.
В период адаптации у ребёнка
возрастает чувствительность ко всем воздействиям окружающей среды. Плюс,
организм не всегда может справиться с психической нагрузкой. «Уход в болезнь» –
защитная реакция организма, как детского, так и взрослого. Больной ребёнок
остаётся в домашней, привычной для себя обстановке. Так будет продолжаться до
тех пор, пока он не почувствует себя в безопасности и комфорте не только дома,
но и в детском саду.
Существуют специальные терапевтические сказки, которые
помогают малышу облегчить адаптацию к детскому саду. Читайте их на ночь и
обсуждайте вместе с ребёнком. Также полезно будет смотреть мультфильмы,
рассматривать иллюстрации и мамины-папины фотографии из детского сада.
Не забывайте, что после долгого перерыва (например, по
причине болезни) процесс адаптации у ребёнка начинается заново. А значит,
возвращаются такие проблемы, как болезненное расставание с мамой, слёзы,
истерики и нежелание ходить в детский сад.
· Если вас беспокоят сильные изменения в поведении ребёнка, связанные с адаптационным периодом, обратитесь за помощью к психологу.
Что
не рекомендуется делать в адаптационный период?
1. Сидеть в раздевалке, пока ребёнок находится в группе.
2. Уходить тайком, не попрощавшись с ребёнком.
3. Ругать и наказывать за нежелание оставаться в детском
саду.
4. Оставлять ребёнка на целый день после долгого
перерыва.
5. Негативно отзываться о воспитателях и дошкольном
учреждении.
6. Обманывать ребёнка: говорить, что скоро заберёте его,
если сами планируете оставить сына или дочь до вечера.
7. Приводить больного ребёнка в детский сад.
8. «Подкупать» ребёнка сладостями и игрушками за его
пребывание в яслях.
Как
облегчить расставание с ребёнком в детском саду?
Чтобы малыш
научился безболезненно отпускать вас и идти в группу, соблюдайте эти нехитрые
рекомендации:
·
заранее подготовьте ребёнка к мысли о том, что в
детский сад нужно ходить каждый день, пока мама с папой на работе;
·
по дороге настраивайте ребёнка, как хорошо ему будет
там сегодня, в какие интересные игры он там будет играть, что вкусного
приготовят тети-повара и т.д.;
·
придумайте свой ритуал прощания с ребёнком. Это может
быть поцелуй в щёку и соприкосновение ладоней или коротенький стишок. Главное –
всегда его соблюдайте при расставании с сыном или дочерью не только в детском
саду, но и дома;
·
разрешите малышу взять с собой любимую игрушку. В
отсутствие мамы ему будет гораздо спокойнее, если рядом будет что-то родное и
знакомое;
·
следите за собственным эмоциональным состоянием. Все
ваши тревоги и опасения обязательно передадутся и ребёнку;
·
чётко сообщите малышу о времени своего прихода: после
обеда, после сна, вечером, чтобы у него не было напрасных ожиданий.
Запомните, дорогие мамы и папы: залогом успешной адаптации ребёнка к детскому саду является правильная подготовка малыша, психологическая грамотность родителей, а также семейная атмосфера комфорта и эмоционального благополучия.
НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА!
Уважаемые родители!
Напоминаем в очередной раз меры предосторожности:
1. Не
оставляйте детей дома одних!
2. Если
все-таки оставили, то на видном месте напишите номера телефонов, по которым
ребенок может быстро связаться (ваша работа, мобильный, полиция, скорая помощь,
пожарная охрана, соседи. Проверьте, не оставили ли вы включенными воду или газ,
выключили ли электронагревательные приборы. Закройте окна и тщательно заприте
входную дверь. Уходя в вечернее время, не забудьте включить свет в комнатах,
это отпугнет злоумышленников, и вашему ребенку не будет страшно одному. Не
оставляйте детей одних, если в доме топится печь, включены
электронагревательные приборы, работает газовая плита.
3.
Постоянно повторяйте с ребенком правила поведения, устраивайте маленькие
экзамены, разбирайте ошибки.
4. Сами
неукоснительно выполняйте правила по безопасности. Будьте примером.
5.
Выучите с ребенком, как его зовут, и как зовут его родителей, а также домашний
адрес и телефон.
6.
Уберите все предметы, которыми он может пораниться. Не оставляйте спички,
зажигалки в доступном для детей месте!
7. Не
разрешайте детям гулять в темное время суток, далеко от дома!
8. Не
разрешайте им самостоятельно пользоваться газовой плитой, печью, включать
электроприборы, в том числе электрическую гирлянду!
9.
Рассказывайте детям о пожаро-безопасном поведении; будьте примером во всех
ситуациях, связанных с соблюдением правил пожарной безопасности!
10.
Организуйте ребенку интересный досуг!
11. При
обнаружении пожара или признака горения (задымления, повышенной температуры,
запаха гари и т.п.) ребенок любого возраста должен немедленно покинуть
помещение и сообщить о пожаре взрослым или в пожарную охрану.
12.
Никогда не поручайте детям покупать спички, сигареты, зажигалки. Шалость детей
с огнем нередко не только приводит к пожарам, но и к трагическим последствиям.
13. Дорогие родители, помните, что Ваш ребенок не всегда может правильно оценить ситуацию, поэтому лучше, если он будет выполнять поручения под бдительным контролем с вашей стороны!
Напоминаем основные правила безопасности:
ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОПРИБОРОВ
1.
Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра.
2.
Электрические нагревательные приборы не ставьте вблизи штор, мебели.
3.
Не пользуйтесь неисправными розетками, вилками, выключателями.
4. Не перегружайте электросеть, одновременно включая несколько мощных электроприборов.
"КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"
Консультация для родителей
Каждый из вас желает видеть своего ребенка здоровым и невредимым. И каждый уверен, что его-то сообразительный малыш под колесами автомобиля уж точно не окажется. Но если ребенок вовремя не пришел домой, родители начинают волноваться: «Всё ли благополучно?», придумывая различные варианты развития событий, судорожно обзванивая друзей и знакомых, с которыми, возможно находится их дитя. Только бы ничего не случилось! Это извечная человеческая боязнь случая в наше время и обоснована она тем, что вот уже несколько десятков лет несчастные случаи, как угроза здоровью и жизни ребенка, опережают болезни. В семье не жалеют времени на то, чтобы поиграть с ребенком, погулять, научить читать или рисовать, определить его в спортивные секции, во всевозможные кружки, но редко находят пять минут в день, полчаса в неделю, чтобы научить ребенка избегать несчастного случая, особенно на улице. Достаточно изучить «истории болезней» детей, пострадавших от травм, полученных в результате дорожно-транспортного происшествия, побеседовать с врачом-хирургом или травматологом, чтобы понять простую истину: Из каждых двадцати случаев девятнадцать, оказывается, типичны, часто повторяются, возникают в одних и тех же стандартных ситуациях, число которых не так уж велико. Ситуации эти можно знать, а поведению в них — научить. А значит, несчастье можно предотвратить! Главным в воспитании законопослушного гражданина (в том числе и как участника дорожного движения) для родителей должен быть принцип «Делай, как я». Чтобы ребенок не нарушал Правила дорожного движения, он должен не просто их знать - у него должен сформироваться навык безопасного поведения на дороге. Даже если вы опаздываете, все равно переходите дорогу там, где это разрешено Правилами; в собственном автомобиле соблюдайте скоростной режим; пристегивайтесь ремнями безопасности и не позволяйте находиться детям до 12 лет на переднем сиденье. Наглядный пример родителей будет куда эффективнее, чем сотни раз повторенные слова: «Не ходи на красный свет!». Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и внимательными! Знайте, если Вы нарушаете Правила дорожного движения, ваш ребенок будет поступать так же! Помните, что вы становитесь участником дорожного движения не с проезжей части улиц, а с тротуара. Поэтому отправляясь в детский сад с малышом, объясните ему, что нужно быть внимательным с первых же шагов, выходя из подъезда дома. Пройдите с ним весь путь и старайтесь показывать наиболее опасные участки на дороге. Укажите на опасности, которые возникают при посадке в общественный транспорт и, особенно, при высадке из автобуса или троллейбуса. Научите своих детей правилам безопасного перехода проезжей части дороги! Вместе обсуждайте наиболее безопасные пути движения, ежедневно напоминайте ребенку: ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПЕРЕЙТИ ДОРОГУ - УБЕДИСЬ В БЕЗОПАСНОСТИ! Объясните ребенку, что остановить автомобиль сразу - невозможно! Научите детей тому, что переходить дорогу из-за стоящего транспорта опасно для жизни! Учите предвидеть скрытую опасность!
Чтобы правильно выстроить процесс
обучения, необходимо учитывать психологические и возрастные особенности
детей:
· У
малыша дошкольного возраста сужено поле зрения. Поэтому он не может даже
приблизительно определить расстояние до приближающегося автомобиля. А понять, с
какой скоростью он движется, способен даже не каждый школьник.
· Даже
если ребенок смотрит на автомобиль, это вовсе не значит, что он его видит.
Увлеченный собственными мыслями, переживаниями, часто он просто не замечает
транспортное средство.
· Малыши
в дошкольном возрасте вообще не воспринимают автомобиль как угрозу. Для них
какая-нибудь игрушка, мяч, гораздо важнее здоровья и жизни. Поэтому существует
правило: если на дорогу выкатился мяч - жди ребенка. Потребность детей в
движении в этом возрасте, которая преобладает над осторожностью, стремление
играть в любых ситуациях, неумение быстро оценить обстановку или принять правильное
решение, недостаточные знания об источниках повышенной опасности могут привести
к печальным последствиям.
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неустановленных местах, неправильно осуществляют посадку в маршрутные транспортные средства и высадку из них. Но стоит обратить внимание на то, что дети – это особая категория пешеходов и пассажиров. Их нельзя мерить теми же категориями, что и взрослых, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, что требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и Правилам дорожного движения, выбирая наиболее подходящие для того или иного возраста формы и методы обучения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
В процессе
обучения детей правилам дорожного движения, основная задача родителей и
педагогов — сформировать три основных навыка поведения, которые помогут
ребенку сориентироваться в дорожных ситуациях.
Навык сосредоточения внимания – это
граница, перед которой необходимо останавливаться, выдерживать паузу, для
психологического переключения в связи с переходом в опасную зону, а также для
адекватной оценки обстановки не только глазами, но и мыслями.
Навык наблюдения – ребенок должен видеть
предметы, окружающие его, как подвижные (автомобили, движущиеся по дороге) так
и неподвижные (автомобили, стоящие у обочины, кусты и т.д.), закрывающие обзор
проезжей части и воспринимать их как потенциальную опасность.
Навык самоконтроля – ступая на проезжую часть,
спешку и волнение необходимо оставить на тротуаре, соблюдать полное спокойствие
и не отвлекаться ни на что, те несколько минут, которые требуются для перехода
дороги.
«КАКИЕ ИГРУШКИ НЕОБХОДИМЫ ДЕТЯМ»
Поговорим об этом подробнее и посмотрим, что же нового может дать компьютер по сравнению с живым учителем. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы.
КАК ПРОВЕСТИ ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ С РЕБЕНКОМ
1) Кто такие эти "вы", которые чем-то занимались или что-то делали? Кого имеет в виду родитель одного конкретного несиамского близнеца, говоря во множественном числе?
2) Откуда пришла и посетила вас, дорогие и уважаемые родители, идея о том, что ребенок в дертском саду должен чего-то УЧИТЬ? Это не типичное для возраста занятие. В детском саду ведущий вид деятельности - ИГРА. И ни один опытный педагог не позволит ребенку заметить, что происходит образовательный процесс. Поэтому, если у вашего ребенка именно такой, опытный и мудрый, наставник, - малыш ответит, что ничего не учил и не выучил, а ИГРАЛ.
Так как же строить вопросы, адресованные вашему конкретному ребенку? Опытные психологи и педагоги-
практики предлагают:
1) Избегать обобщенных формулировок, адресуясь непосредственно к малышу (ты, тебя...).
2) Спрашивать об эмоциональном состоянии ребенка (Тебе было сегодня весело или скучно?) и предлагать визуализацию этого состояния (Нарисуй, какое у тебя сегодня было настроение!)
3) Интересоваться событиями дня как чередой встреч, открытий, игр (Ты сегодня играл? В какую игру?) и просить научить вас, взрослых, тому, что узнал малыш (А меня научишь - как в нее играть?).
4) Понимать, что все бывшее до дневного сна у более маленьких детей это "вчера" и учитывать в построении вопроса эту грань времен (А до сна ты гуляла? Расскажи, как ты гуляла? Светило солнышко? Или было холодно?)
5) Помнить, что вам интересно восприятие и оценка происходившего ребенком, а не контроль действий педагога! (Ты бы хотела, чтобы этот день повторился еще раз? Почему? Чтобы ты изменил в сегодняшнем дне? Что хочется сделать по-другому, чем было сегодня?)
6) Можно ввести в фомате игры (например, при входе в квартиру) доску со стикерами разного цвета или смайликами, которые наклеивает ребенок, рефлексируя минувший день. НО тогда и родитель тоже наклеивает свой смайлик и проговаривает свою эмоцию (позитивно! даже если смайлик грустный - потому что негативный опыт - тоже опыт).
И помните - неправильных ответов не бывает ни у детей, ни у взрослых. Есть опыт, отраженный в ответе. И есть неверно поставленный вопрос: не о том и не так.
А как вы задаете вопросы своим детям?
Пожалуйста, поделитесь своим опытом!
Комментариев нет:
Отправить комментарий